Приветствую Вас Гость | RSS

МЕЛОДИ Присоединиться

Понедельник, 26.06.2017, 05:25


Хор-студия духовной музыки «Мелоди»

Хор-студия духовной музыки «Мелоди» был основан в 1991г. при монастыре Введения Пресвятой Богородицы в Белграде. Название хора связано с именем святого Романа Мелода (Сладкопевца) - одного из первых и лучших церковных певчих. Репертуар хора «Мелоди» составляют песнопения православной духовной музыки: от самых ранних образцов византийского, сербского, болгарского и русского одноголосия и полифонии до произведений современных авторов. Помимо участия в богослужениях, за 17 лет своего существования хор дал более 400 концертов по всей стране, участвовал в международных фестивалях в Новом Саде и Белграде ( назв.фестиваля на серб. языке), где в 2000г. получил награду « Воислав Илич » в категории « Лучшему хору за аутентичное исполнение духовной музыки ». Коллектив записывался на многих отечественных радио- и ТВ- станциях (БК Телевизия, ТВ Студио Б, РТС и др.), побывал в монастырях Манасия, Раваница, Витовница, Горняк, Савина, Врачевшница …В благодарственном письме Управы Монастыря Врачевшница говорится: « Вашим вдохновенным пением многие сердца соединились в славословии нашей вековой Пристани, которая объединяет сербский народ и утверждает его в чистом Православии».
Хор также принял участие в двух интернациональных проектах. Это « Малая праздничная месса»( Messa Brevis ) Дж. Россини с солистами Базельской оперы и барочная опера « Дидона и Эней» Г. Перселла в сотрудничестве со Студией старинной музыки и выдающимися солистами из Великобритании.
В октябре 1996г. в ознаменование пятилетия существования хора была выпущена аудиокассета « Аксион естин»,а в 1999г. – кассета «Достойно есть», обе изданы монастырем Введения.
 
Дивна Любоевич

Дивна Любоевич, дирижер и худ. рук. хора-студии дух. музыки «Мелоди», родилась в 1970г. Церковному пению она начала учиться еще ребенком, в монастыре Введения, у монахинь, которые бережно сохраняли свои уникальные традиции церковного пения. Закончила муз. школу « Мокраняц» в Белграде и муз. академию в Новом Саде. Искусством дирижирования Дивна занимается уже почти два десятилетия, сначала в певческом обществе «Мокраняц», а затем в Первом Белградском певческом обществе, как «самый молодой дирижер в истории старейшего сербского хора».
В 1997г. по благословению епископа Луки, Дивна основала хор при церкви Святого Саввы в Париже, с которым кроме участия в богослужениях вела активную концертную деятельность. В июле 1998г. на Academie Musikale d Ete в Амийю (Франция) давала уроки по хоровому пению. Результатом ее работы как педагога – музыканта стали многочисленные награды на соревнованиях музыкальных школ (районных, городских, республиканских). Свое сольное творчество Дивна впервые представила СD «Живоносный Источник» (2000г.). Работа с «Мелоди», со дня основания ансамбля, является главным направлением в творческой деятельности Дивны Любоевич.
 

Творить и веровать

Православные богослужебные песнопения – одно из явленных чудес. В них – любовь и надежда, энергия и смирение.
Православный храм – это Небо на земле для человека, который, пребывая в нем, погружается в особый мир и духовно возрождается. «В молитвах и песнопениях церковных, по всему их пространству, движется Святой Дух истины», – говорил св.Иоанн Кронштадский чудотворец . Все, что окружает человека в храме, наполнено мистическим духом и возносит человеческий дух на недосягаемые высоты. Этой же цели служит и литургическое музыкально-певческое искусство. Голос человека становится проводником Божией благодати и радостно прославляет Создателя, являя собой чудесную симфонию небесного и земного.
Церковные песнопения в исполнении Дивны Любоевич воспринимаются ясным знаком молитвы. Молитвы, к которой устремляется все естество верующего человека, которая действует как отточенный меч в ежедневной битве с самим собой, которая наполняет особым светом и согревает сердца.
Богослужебное пение называют звучащей иконой, оно, как и икона, раскрывает суть Православия. Православные песнопения в исполнении Дивны Любоевич и хора «Мелоди» создают образ Православия. Особенной иконичностью отличаются древние византийские и сербские песнопения в исполнении Дивны и ее коллектива, записанные на CD-диcки «Христос родился», «Лучшие Пасхальные песни Православного востока», «Мелоди». Эти мелодии, говорил священномученник Вениамин, епископ Романовский, отдают «…такой далью времени, такой силой чувства, на которые не поменяешь иной самой модной нотной мелодии нашего времени…» .
Эти древние мелодии будят религиозное чувство у слушателя, который узнает в этих напевах на греческом, церковно-славянском современном и церковно-славянском дореформенном языках то, что вложено в душу изначально, от рождения, что указывает на давно и «хорошо проторенные тропинки, ведущие душу к небу, к Богу» .
Пение Дивны искусное, она слышит и воспроизводит обертоны, которые наполняют музыкальным звуком земную атмосферу. В православной традиции такое явление называется «ангельским пением». Более распространено обертональное звучание мужских голосов. Обертональное звучание женского голоса встречается редко и воспринимается как сугубо возвышенное. Такое пение дает трепет и радость душе.
Звучание литургических песнопений в исполнении Дивны Любоевич и ее хора свидетельствует об учении Святых Отцов Церкви, которые говорили, что в пении человек может излить восторг и полет души, отрешится от страстей и обыденных чувств. Мелодии «Кратимы» («Терирем»). «Агни Парфене», «Аксион эстин», «Христос Анести», «Анастасеос имера» задают простор восторгу о Богоприсутствии, что не умещается в границе слов, тому чувству, которое направляет на достижение высшего христианского идеала – вечного блаженства.

      
 
Приятность и польза сладкопения

Святые Отцы называли церковное пение не музыкой, а словесной мелодией, которая помогает верующим обучать свои души. Пение хора «Мелоди» и Дивны Любоевич удивительно церковно: его звучание помогает воспринимать текст песнопений, наполненный всеобъемлющей и всепрощающей любовью, помогает отрешиться от мирской суеты, чувственности, погрузиться в созерцание вечных абсолютных истин, в глубины собственного духа.
Обучению души слушающего помогает великолепная дикция певцов. Хорошо понятны даже древние славянские тексты с явными сербскими особенностями произношения.
Музыкальная интерпретация богослужебных песнопений Дивной Любоевич - простая, красивая, и, вместе с тем, оказывает сильное эмоциональное воздействие, помогает вновь и вновь переживать литургическое чувство.
Учитель Церкви Климент Александрийский подчеркивал пользу, которую должна приносить христианская музыка. Исполнение Дивной богослужебных песнопений способно улучшить и смягчить характер человека. Сольные мелодии, исполняемые Дивной, бесстрастные и целомудренные. Неизменный исон, исполняемый мужскими голосами создает внутреннюю гармонию, помогающую в стремлении к духовному совершенству.
Звучание голоса Дивны – как тихая свеча молитвы, горящая ровным спокойным пламенем, без религиозной экзальтации, аффекта, сентиментальности. Ее молитва - выражение веры и любви к Богу, дыхание, без которого душа «усыхает», так же как тело умирает без воздуха.
Отцы Церкви представляли музыку христианских песнопений единственным непосредственным способом общения души с Богом. Христианская песнь выражает глубинные основы жизни во Христе, о которой поет сердце. «Елицы во Христа креститеся», «Иже херувимы», «Ангельский собор», «Воскресение Христово видевшее» мелодически связывают человека с Истиной, Красотой и Мудростью, призывая к восстановлению разрушенной в результате грехопадения человека гармонии мира. Вся жизнь человеческая должна стать музыкой, ликующей песнью, хвалой Творцу.
В настоящее время пение богослужебных песнопений не ограничивается местом (храм) и временем (богослужение). Богослужебное пение вышло за порог Церкви и выполняет теперь миссионерское служение. Но где бы не звучали православные песнопения – в церкви, на сцене, в наушниках - они учат душу божественным истинам.
Православное певческое искусство за две тысячи лет накопило много различных певческих традиций. Почти все традиции (кроме специфически русской – партесной) представлены в творчестве Дивны Любоевич. Это и хоральный стиль современного приходского обиходного пения, и народное православное пение. Включение в репертуар CD-дисков народных православных песен помогает восприятию глубоко религиозных традиций сербской культуры.
Особенное внимание заслуживают песнопения, записанные на CD-диске «Концерт». Здесь собраны авторские интерпретации текстов православных песнопений сербских композиторов С.Мокранеца, С.Христича, Д.Любоевича, В.Илича. Их музыка оригинальна, красива. Композиции написаны на литургические неизменяемые тексты, а также на тексты тропарей и песнопений панихиды с использованием различных приемов изложения хоровой фактуры – от хоральной до полифонической.
Органично входят в репертуар CD-дисков Дивны Любоевич песнопения с музыкой А.Архангельного, Н.Кедрова, П.Чеснокова, М.Ипполитова-Иванова, А.Кастальского. К интерпретации такого рода песнопений Дивна относится также, как иконописец – решая задачу передачи верующим Божественного Откровения. Регент выражает содержание Православной веры, раскрывая музыкальную форму литургических текстов. Авторская музыка в исполнении хора «Мелоди» стала глубоко личностной. Чувства как бы уходят вовнутрь, и в сосредоточенном переживании происходит перерождение и преображение личности как каждого из поющих, так и слушающих.
Музыкально-певческое прочтение Дивной богослужебных текстов свидетельствует о мудрости зрелого человека. Хор «Мелоди» демонстрирует спетость единой жизни, единого дыхания, единого миропонимания. Это как последний вздох перед смертью, когда уже отступает всякое лукавство, неправда и лесть. И человек стоит перед Христом и «глаза в глаза» исповедует «Гласом своим» в последнем покаянии.
«Что в имени тебе моем?» - вопросил поэт. «Имя – это музыкальная форма, которую можно слепить как хочешь», - ответил священник Павел Флоренский.
Так что же это такое – Дивна? Это чудо? Нет, это имя. Что же несет имя Дивна – удивление или диковину? Что слепила эта женщина своим прозрачной чистоты голосом?
Особенное состояние внутренней радости, вдохновения и ощущения всеобщего единства перед лицом светлой тайны. Ощущение творческого вдохновения, когда душа творит весело и свободно.
 
Конец и Богу слава